Общие сведения о ФП "Профессионалитет"

«Профессионалитет» изменил взгляд на карьеру рабочего: молодежь чаще выбирает колледжи

Эксперты объяснили, в чем секрет популярности рабочих профессий.

 

 

По данным аналитического доклада «Профессионалитет: новый взгляд на карьеру рабочего», подготовленного АНО «Национальные приоритеты» совместно с Минпросвещения России и 38 экспертами, 74% старшеклассников планирует продолжать обучение в колледже после окончания школы и только 14% предпочли поступление в вуз. Рост популярности рабочих специальностей проявился в увеличении числа заявлений на прием в колледжи и техникумы. В 2024 году не менее 1,25 млн абитуриентов подали заявления на поступление на первый курс учреждений СПО.

По данным исследования АНО «Национальные приоритеты», 74% школьников в возрасте 14-17 лет планируют продолжать обучение в колледже после окончания 9 или 11 классов. Больше половины из них (57%) считают, что учиться в колледже и получать рабочую специальность престижно и полезно. Среди ключевых факторов, влияющих на выбор школьников: быстрый старт карьеры в рабочих профессиях, стабильный и высокий доход и ранняя финансовая независимость, предоставление социального пакета и инфраструктуры, повышение престижа рабочих профессий.

В 2024 году в Рязанской области 68% выпускников 9 классов продолжили учебу в учреждениях среднего профессионального образования.

Заместитель генерального директора по коммуникационным проектам АНО «Национальные приоритеты» Ирина Осадчая озвучила основные составляющие успеха «Профессионалитета», по мнению экспертов: «Это возможность пройти обучение по ускоренным программам под запросы работодателей. Для студентов это возможность совмещения обучения и работы на предприятии. Также сейчас тренд – это освоение дополнительных рабочих профессий и получение квалификаций и разрядов, обучение на оборудовании работодателя – ребята обучаются в современных мастерских и лабораториях, и для них это очень важно. Преподавательский состав имеет возможность повысить квалификацию на предприятиях, это их также удерживает и мотивирует к продолжению педагогической работы. Немаловажным фактором эксперты называют и развитие системы наставничества, которое позволяет проводить ребят по всем карьерным трекам».

В докладе отмечается, что стереотипы общества, связанные с негативным образом рабочего, постепенно уходят в прошлое. Современный рабочий – это квалифицированный специалист, который работает на новом оборудовании, в красивых современных зданиях, управляет роботами или автоматизированными станками. Помимо этого, он успешный и уважаемый человек, его труд хорошо оплачивается. 

Поскольку образ рабочего меняется, молодежь все чаще выбирает рабочие профессии. Этому также способствуют стипендии и выплаты студентам во время обучения со стороны работодателя, гарантия трудоустройства сразу после или даже в процессе обучения, быстрый старт карьеры при достойной оплате, высокий уровень дохода по сравнению с другими специальностями, предоставление социального пакета.

Вследствие цифровизации рабочие профессии трансформируются, ключевыми становятся следующие компетенции: умение работать с цифровыми технологиями, совмещение смежных специальностей, критическое мышление, навык быстрого решения проблем, непрерывное обучение, а также быстрая адаптация к изменениям. 

У современного рабочего есть богатый выбор карьерной траектории. Поэтому «Профессионалитет», становится не только важным шагом на пути развития российской экономики, но и возможностью для молодых людей найти себя и выбрать свой путь. 

Проблема дефицита кадров в России усиливается на фоне снижения численности трудоспособного населения, с одной стороны, и увеличения объемов производства – с другой. В связи с этим сформирован запрос на трансформацию подходов к обучению в среднем профессиональном образовании и быстрый и бесшовный переход выпускников на предприятия после завершения обучения. 

По мнению экспертов, одна из проблем обучения рабочим профессиям – догоняющая роль образования: несоответствие образовательных программ и навыков выпускников запросам работодателя. В результате после выпуска студентам бывает трудно найти работу и адаптироваться на рабочем месте, а предприятия вынуждены тратить много времени на дополнительное обучение и интеграцию молодых специалистов.

«Профессионалитет» преодолевает эту проблему за счет вовлечения работодателей в процесс обучения студентов. При этом фокус в процессе подготовки кадров делается на практику и формирование современных компетенций.

Преимущества участия в проекте «Профессионалитет»:

 

  • для бизнеса – обучение специалистов, подготовленных под потребности предприятия, снижение расходов на обучение и поиск персонала, получение инвестиционного налогового вычета, частичное закрытие вакантных мест студентами во время практики;

  • для студентов – комплексное обучение с практическими занятиями на новейшем оборудовании, наставники с производства, возможность работать и учиться, обучаясь по индивидуальной программе, гарантированное трудоустройство, возможность получения корпоративной стипендии;

  • для образовательных организаций – повышение конкурентоспособности; переоборудование учебно-производственных пространств, обучение преподавателей практическим навыкам работы на оборудовании компаний-партнеров.

 

Основные результаты проекта «Профессионалитет» 2022-2024 годах в Рязанской области:

 

  • В регионе есть 2 образовательно-производственных кластера: «Машиностроение» и «Туризм и сфера услуг»;

  • В 2025 году откроется еще 2 кластера: «Радиоэлектроника» и «Агрокластер»;

  • Более 30 предприятий-партнеров проекта;

  • Предприятия региона инвестировали более 14 миллионов рублей в развитие кластеров;

  • Более 1,6 тысячи студентов обучаются по программам «Профессионалитета».

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Приказ об утверждении перечня участников образовательно-производственных центров (кластеров) – победителей конкурса на предоставление в 2022 году грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание государственной поддержки развития образовательно-производственных центров (кластеров) на основе интеграции образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и организаций, действующих в реальном секторе экономики, в рамках федерального проекта «Профессионалитет» государственной программы Российской Федерации «Развития образования», и размеры предоставляемых грантов

 
 


Программа деятельности федерального проекта "Профессионалитет"

Программа популяризации федерального проекта "Профессионалитет" в Рязанской области

Итоговый отчет о создании Образовательно-производственного центра (кластера) "Машиностроение"

 


О проекте